Проблемы интеграции в художественном образовании и воспитании


Обсуждаем проблемы интеграции в художественном образовании и воспитании.

9 комментариев:

  1. Очень актуальная тема конференции. Много лет занимаюсь интеграцией музыки и предметов гуманитарного цикла. Пришла к выводу, что усвоение знаний и познавательная активность детей в условиях интеграции, находятся на более высоком уровне, чем у сверстников. Уверена, что за этим направлением - будущее педагогики. Малышева С.В.

    ОтветитьУдалить
  2. Интегрированный подход к процессу освоения искусства в школе одно из важных направлений современной художественной педагогики и направлен на:
    • адекватное восприятие визуального мира информации;
    • ориентацию в окружающем мире информации;
    • осознание визуального мира и умение адаптировать его на себя;
    • формирование у школьников художественного вкуса.
    Все это предполагает:
    • накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не только искусства, но и окружающей природы;
    • развитие эмоционально-чувственной сферы детей;
    • говоря словами Лотмана, научение детей “рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства”;
    • готовить их к участию в посильном в совершенствовании культуры своего народа.
    Важность интегрированного исследовательского подхода к процессу освоения искусства в школе обоснована еще и следующими факторами:
    • в первую очередь, минимальное количество отводимого учебного времени на искусство (1 час в неделю);
    • потребность культурного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
    • важность освоения культуры и искусства с позиций региона и общечеловеческих ценностей;
    • потребность времени в воспитании творчески активных личностей;
    • оторванность предметов художественного и эстетического цикла от реальной жизни.
    Все это предполагает разработку требований к предметам художественного и гуманитарного цикла; разработки программ, направленных на решение этих проблем; совершенствования педагогических гуманитарных технологий.
    Худ интеграция возможна при соблюдении таких педагогических условий как:
    1. Выход за рамки “одного искусства” (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми.
    2. Экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности).
    3. Обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции.
    4. Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения.
    5. Предметно-пространственная основа изобразительного искусства в реальной художественной среде.
    6. Опора на возраст, психическое и индивидуальноеразвитие каждого обучающегося.
    Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом.
    Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время.
    Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курсы.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемы коллеги! На каком уровне Вы осуществляете интеграцию преподавания?

    ОтветитьУдалить
  4. Манасова Наталья Николаевна, учитель изобразительного искусства
    МАОУ СОШ №25 г. Владимира.

    Интеграция – от лат. слова «целый» - это объединение в целое каких-либо частей или элементов.
    Урок изобразительного искусства как всеобъемлющий предмет, невозможно провести без наглядного зрительного ряда, литературного сопровождения и музыки. Потому что все это виды искусства, помогающие человеку творить. Когда ученик смотрит, слушает, рассуждает, только тогда он сможет в своем рисунке выразить что-то свое, творческое.
    Как объяснить детям второго класса, как правильно нарисовать на листе альбома кошку? Это так скучно и неинтересно, даже, если учитель выполняет рисунок на доске. Совсем по-другому выглядит объяснение, если прочитать сказку В.Сутеева «Мышонок и Карандаш». Здесь ненавящиво, в игровой форме дается последовательность построения рисунка. Затем самим ученикам можно предложить поиграть в мышонка и кошку или послушать (или спеть) песню о коте-мурлыке. После такого объяснения ученики легче справляются с поставленной задачей, и рисунки получаются интересными и выразительными.
    В нашей школе создано и работает уже много лет методическое объединение (ШМО) учителей ИЗО, музыки и технологии, в которое входит 5 учителей. Это позволяет проводить интересные предметные школьные недели, принимать активное участие в ежегодном Дне науки, занимать призовые места в городских конкурсах и фестивалях. Главное назначение нашего объединения – это дружеская поддержка коллег в подготовке и проведении интегрированных уроков и мероприятий.

    ОтветитьУдалить
  5. Рогожина Людмила Александровна25 февраля 2013 г. в 10:53

    Применяю больше 3 и 4 уровни. Но и другие критерии также применяються. Предмет "Искусство" предполагает разностороннее развитие личности.
    Часто мы интегрируем изобразительное искусство с предметами гуманитарного цикла, но невозможно представить роспись фресок без знаний химии, изображение человека без знаний анатомии, пейзажа - без геграфии, анимализма - без биологии.Я уж совсем не упоминаю о точном математическом вычислении перспективы и геометрики. Этот вопрос очень широк и разнообразен, а наша с вами задача показать все стороны интеграции детям.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Кузнецова Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ"СОШ №6"г. Мурома. Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе искусство. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Мы вступили в эпоху интеграции. Это приводит нас к новому пониманию значения предметов эстетического цикла. Методика преподавания изобразительного искусства становится интегративной. Благодаря использованию ИКТ это стало возможно в рамках каждого урока.

    ОтветитьУдалить
  7. Татьяна Анатольевна Пчелина26 февраля 2013 г. в 10:09

    Добрый вечер,уважаемые коллеги. Я Татьяна Анатольевна Пчелина ,учитель ИЗО искусства и черчения МБОУ СОШ №18 г. Муром.Все науки,начиная с механики и кончая философией тесно связаны между собой и представляют в конечном счете систему определенных взаимоотношений.Эта взаимосвязь важна например в преподавании черчения,технологии,геометрии,физики и ИЗО искусства так как ЗУНы полученные по одному из этих предметов,используются на занятиях по другому предмету т.е.любой школьный предмет присущими ему средствами формирует мировоззрение,а все вместе создают у ребенка целостную картину мира,общее представление о законах природы и общества.В образовании путь интеграции рассматривается как один из самых перспективных.Такой подход в обучении пытается прижиться давно.Такие уроки (интегрированные)мотивируют ученика на исследовательскую деятельность.Чаще всего интеграция осуществляется на 3уровне но бывает ,что необходимо проводить уроки и на 4уровне(это зависит от уровня подготовки класса) Есть классы где применяется как1 -2 уровень.Наверное чтоб задача решалась по вопросам интеграции на уроках ИЗО искусства надо постоянно стремиться находить как можно больше общих точек соприкосновения с другими предметами , использовать ИКТ и как уже говорилось выше спланированные курсы обучения несколькими учителями.

    ОтветитьУдалить
  8. Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: обучения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
    В своей работе я осуществляю интеграцию занятий в зависимости от возрастных, психических и общего уровней развития каждого класса.
    В младшем школьном возрасте развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.
    В среднем школьном возрасте – подведение ребенка к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развитие собственного творчества, как способа реализации в искусстве личностного представления о нем.
    В старших классах интеграция занятий определяется как развитие представлений об искусстве через авторскую позицию в творческих исследовательских работах разного направления, через понимание искусства как “художественно организованной действительности” (А.В.Бакушинский) и философского осмысления жизни.
    Стараюсь найти как можно больше возможностей интегрирования для расширения фантазии и творческих возможностей учащихся.

    ОтветитьУдалить
  9. Доброе время суток, уважаемые коллеги! Работаю учителем изобразительного искусства и черчения более 25 лет, учителем русского языка и литературы около 7 лет. Убедилась на практике, что интеграция изобразительного искусства, литературы, музыки и других учебных дисциплин делают уроки интереснее, ярче и эффективнее. Это взаимопроникновение предметов обогащает урок, помогает развитию у учащизся образного мышления и пространственного воображения, позволяет ввести ребенка в мир прекрасного не только на уроках ИЗО, но и на любом другом занятии. Правильно подобранная музыка дает ребенку эмоциональный настрой, фрагменты литературных произведений позволяют представить яркие образы и сюжеты. А как написать сочинение по картине (русский язык), если учитель не сможет обратить внимание учащихся не только на ее сюжет, но и калорит, возможности линейной и воздушной перспективы. Порой трудно провести грань, где один предмет переходит в другой, так все взаимосвязано и неотделимо. Зачастую не надо нарочно искать какие-то точки соприкосновения разных предметов. Владение учителем знаниями и умениями из разных областей наук помогаает ему делать незапланированные отступления и дополнения, рассмотреть изучаемый вопрос с разных сторон, что делет материал урока более понятным для учащихся. Главное, чтоб у учителя было желание самому узнать что-то новое. не ограничиваясь знаниями одного предмета. Творческих всем успехов! С уважением, Суворова Т.В., Ковровский район.

    ОтветитьУдалить