Особенности художественной культуры Владимирского края

Особенности  художественной  культуры Владимирского края: какими вы видите перспективы и развитие?

13 комментариев:

  1. Искусство - это окно в мир познания и сотворения красоты. Оно не существует вне реальной жизни. Предмет изобразительного искусства будет очень обеднен, если не перешагнет за рамки предложенной программы, не будет вовлечен краеведческий фактор существования многовековой культуры Владимирского края. Вопрос о содержании преподавания регионального компонента, системном его изложении в педагогическом процессе остается пока открытым.
    Уважаемые коллеги! В каких формах и какой содержательный блок раскрывается в Ваше педагогической практике?

    ОтветитьУдалить
  2. Манасова Наталья Николаевна - учитель изобразительного искусства
    МАОУ СОШ №25 г. Владимира.

    Одной из основных задач при изучении предмета «Изобразительное искусство» в свете требований ФГОСов средней школы является:
    «Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование активного заинтересованного отношения к искусству и традициям родного края».
    В начальной школе начинать изучение мирового искусства важно с знакомства с родным городом, областью, краем. Только через малое легче понять и усвоить большое. Как маленький ручеёк, впадающий в большую реку, а река в море, так и маленькие дети должны познавать мир, начиная с малого: с родного города, посёлка. Без знаний родного края невозможно понять красоту и величие мирового искусства.
    Программа по ИЗО Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», по которой я работаю в школе уже много лет, позволяет включать изучение искусства Владимирского края уже с третьего класса. Целую четверть по теме «Искусство на улицах твоего города» мы с ребятами обсуждаем особенность нашего города Владимира, его достопримечательности, знакомимся с работами художников. На повторительно-обобщающем уроке в конце четверти ученики выполняют из своих рисунков коллективную работу «Мой город- Владимир». В четвёртом классе по теме «Истоки родного искусства» ученики знакомятся с деревянной архитектурой г. Суздаля. Учащиеся пятого класса совершают заочное путешествие по Владимирской области и знакомятся с художественными промыслами и традициями родного края:
    − карабановские ситцы;
    − мстёрская лаковая миниатюра, вышивка, филигрань;
    − кузнечное искусство;
    − владимирские пейзажисты;
    − особенности владимирской росписи.
    В шестом классе при знакомстве с темой «Пейзаж» ребята вновь встречаются с работами владимирских художников-пейзажистов. Семиклассники, изучая тему «Графика как вид изобразительного искусства», знакомятся с творчеством художников-графиков. В восьмом классе ученики подробнее изучают белокаменное зодчество Владимирского края и резьбу по камню.
    В девятом классе на уроках «Искусства» почти любой материал этого предмета можно связать с искусством родного края. Таким образом, можно изучать мировое искусство через призму искусства родного края.

    ОтветитьУдалить
  3. Малькова Людмила24 февраля 2013 г. в 05:25

    Малькова Людмила Вячеславовна - учитель изобразительного искусства МКОУ Григорьевской СОШ Гусь-Хрустального района

    Одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Применение регионального компонента на уроках согласно базисному плану на региональный компонент в каждом классе может быть отведено от 15 до 20 % учебного времени. Из моего опыта работы: 5 класс - всю 1 четверть изучаем народное искусство на примерах наших мастеров. Дети фотографируют наличники, а затем их рисуют, это деревянная изба, наличники, утварь, гончарное производство, вышивка. 3 четверть: герб г. Владимира и г. Гусь-Хрустального. Формирование устойчивого интереса к национальному искусству осуществляется с помощью сотрудничества с местным музеем. Экскурсии в краеведческий музей помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю. В 6 классе по теме «Пейзаж – большой мир. Организация пространства» дети рисуют природу нашего края с изображением церквей. Участвуют ребята в организации и проведении обрядовых праздников: Посиделки, Масленица, Ярмарка, для которых сами изготавливают глиняные и другие игрушки для продажи, одеваются в национальные костюмы. Освоение искусства родного края, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством, является частью его истории.

    ОтветитьУдалить
  4. Всем доброго времени суток
    Дьячкова Марина Викторовна - учитель изобразительного искусства МБОУ Ставровской СОШ Собинского района
    Позвольте и мне внести небольшой вклад в "копилку" регионального/ краеведческого компонента. Я работаю в 5-8 классах по программе Б.М. Неменского, данная программа позволяет достаточно логично вписать в нее элементы краеведения. Вот некоторые примеры:
    5 класс
    -тема "Украшение русской избы" - владимирское деревянное зодчество (зарисовки избы с традиционными украшениями, окна с резными наличниками);
    -тема "Народный костюм" - знакомство с народным костюмом Владимирской губернии (зарисовки мужского или женского праздничного костюма);
    - я позволила себе отдельно выделить тему "Владимирские промыслы"- знакомство с мстерской лаковой миниатюрой (эскизы росписи), вышивкой "белая гладь", владимирской росписью;
    6 класс
    -тема "Пейзаж" - изучение творчества владимирских пейзажистов - живописцев и графиков (создание композиции "Городской пейзаж")
    - отдельно выделила тему "Школа владимирского пейзажа" - знакомство с творчеством мастеров владимирского пейзажа (создание пейзажа в манере владимирской школы)
    7 класс
    - темы "Графический дизайн" и "Промышленный дизайн" знакомство с образцами не только мирового уровня, но и владимирского региона (создание собственных образцов)
    8 класс
    -тема "Архитектура от первобытности до современности" - обзор исторической архитектуры Владимирской области (создание дизайн-макета календаря или буклета "Визитная карточка Владимира")
    -тема "Город сегодня и завтра" - обзор современной архитектуры, в т.ч. и Владимирского региона (графический лист "Архитектура будущего").
    Таково мое видение данного аспекта преподавания изобразительного искусства, хотя данный перечень можно расширять и далее. Думаю, если каждый заглянувший на эту страничку внесет свой вклад в общую копилку, то у нас получится отличное приложение/ дополнение к традиционной программе.
    Всем желаю творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  5. Историческое краеведение — это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, исто-рическое и культурное развитие села, города, района, края.
    Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
    Возможности воспитания патриотизма у подрастающего по-коления, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая дея-тельность педагогов, разработка программ, методических рекомен-даций и т. д. Как одним из методов, направленных на решение дан-ной проблемы могут быть уроки изобразительного искусства, включающие в себя краеведческий модуль.
    МБОУ «Крутовская основная общеобразовательная школа» находится на территории Ковровского района, которая богата сво-ими культурными традициями. В школе обучаются дети из четырех населенных пунктов: п.Нерехта, с.Крутово, с. Маринино и д. Дмит-риево. Почти в каждом населенном пункте можно найти элементы архитектурного наследия. Своим деревянным и каменным зодче-ством Ковровский район известен далеко за пределами области. Например, усадебный дом Танеевых, XIX в., расположенный в с. Маринино, включен в список объектов культурного наследия реги-онального значения. Каменные храмы, бревенчатые избы, укра-шенные деревянной резьбой, создают особый дух местного края.
    Региональный компонент проходит красной нитью через многие дисциплины, преподаваемые на базе школы.
    На уроках изобразительного искусства в 8 классе изучается архитектура. С введением регионального компонента в тематическое планирование по этому курсу появляется возможность приобщить учащихся к культурному наследию своего края. Учащиеся зачастую в первый раз задумываются, в каком поселке, селе они живут, и, выходя на улицу, по-иному смотрят на такие привычные и вдруг ставшие такими интересными, «ожившими», архитектурные постройки, улицы.

    ОтветитьУдалить
  6. Рогожина Людмила Александровна25 февраля 2013 г. в 10:45

    Полностью согласна с Натальей Михайловной. Невозможно рассматривать высокое искусство без его корней - народных краеведческих начинаний.
    В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа. Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому ребенок может в школьных и городских музеях, а узнавая о своем историческом прошлом, ребенок приобщается к культуре своего народа.
    Мною было проанализировано содержание программ по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» автор Неменский Б.М. 1-8 классы, музейных уроков и музейных экскурсий, и установлено, что многие темы перекликаются и могут дополнять друг друга. Изучение изобразительного искусства способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней; приобщению детей к социальному опыту и культуре. Те же цели достигаются во время музейных экскурсий и уроков для школьников.
    Объединение музейных уроков, экскурсий в школьных и муниципальных музеях помогло учащимся расширить свой кругозор, приобрести богатый чувственный опыт, познакомиться с разными способами познания окружающего мира.
    Данный анализ позволил выстроить систему взаимодействия учебного предмета, музейных уроков и музейной экскурсии, представлены в темематическом планировании изобразительного искусства 1-8 классы.
    Конечно, нерешенные проблемы есть. Трудно сразу всех перевоспитать, научить красиво говорить, грамотно писать, разбираться в культурных традициях. Трудно переключить энергию недовольства и разрушения в энергию сохранения и созидания. Но это наш единственный путь, который, я, думаю, приведет к культурному подлинному возрождению.
    Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности

    ОтветитьУдалить
  7. Всем доброго времени суток.
    Винниченко Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования, ЦДОД Суздальского района.
    Считаю, что одной из особенностей художественной культуры Владимирского края является развитие народных промыслов, декоративно прикладного искусства.
    Город Суздаль по праву считается колыбелью лоскутного шитья России. Именно здесь в 90-е годы было возрождение традиционного народного промысла, здесь появился первый лоскутный клуб новой России – «Суздальский лоскуток». Суздаль положил начало возрождению утраченных традиций. В 1994 году в Суздале проходил первый Всероссийский фестиваль лоскутного шитья, в 2012 – юбилейный, десятый. На сегодняшний день в городе существует и работает два лоскутных клуба, более 30 мастеров лоскутного шитья России.
    Вся жизнь горожан связана с особым значением города Суздаля как туристического центра, в котором русская старина сохранилась особенно полно. Многие жители занимаются возрождением народных ремесел, демонстрацией своего опыта для гостей города. В городе открыто Подворье мастеров, на котором можно посетить Мастер-классы и интересно провести свой досуг.
    Микрорайон, в котором находится «Центр дополнительного образования детей Суздальского района» (улица Кремлевская, 7), расположен в центре города, в его исторической части, на «туристической тропе».
    Педагоги ЦДОД Суздальского района работают по авторским и адаптированным программам. Почти все изостудии включают в себя знакомство с особенностями художественной культуры Владимирского края: Владимирская школа живописи, архитектурное наследие Владимиро-Суздальского княжество,ДПИ - лоскутное шитье.

    Мастерская «ЦДОД Суздальского района» оснащена современным швейным оборудование, материалами, что позволяет осваивать современные техники лоскутного шитья и инновационные технологии.
    Родители считают работу по ознакомлению обучающихся с одним из видов декоративно- прикладного искусства важным и полезным в развитии своих детей. Подобные дополнительные занятия делают детей успешными в освоении в школе таких предметов, как изобразительное искусство, технология. Помогают при выборе будущей профессии, способствуют раннему самоопределению.

    ОтветитьУдалить
  8. Конотопова Валентина Юрьевна25 февраля 2013 г. в 11:27

    Конотопова Валентина Юрьевна – учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №1 г. Суздаля

    К сожалению, в современной школе наблюдается потеря интереса к изобразительной деятельности среди учеников старших классов. Сложившаяся ситуация вызвана отсутствием роста профессиональных навыков у школьников в области ИЗО. Хочу раскрыть роль пленэрной практики, как одного из средств в деле успешного овладения учениками навыков по изобразительному искусству. Суздальская земля открывает перед художником, работающим на пленэре, большие возможности. Ученики могут запечатлеть на своих этюдах покосившиеся домики, старинные улицы, город, утопающий в зелени. Сотрудничество с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником позволяет нам во время пленэрной практики работать на территории музея, как под открытым небом, так и в его интерьерах.

    Кроме этого практикуется и сбор материала за пределами Суздаля: животных родного края мы писали в Музее природы во Владимире, боевые вертолеты на аэродроме в п. Сокол, Окские просторы и монастыри в Муроме, усадьбу Храповицкого в п. Муромцево, выезжали в Ростов Великий. Ребята получили массу впечатлений от посещения Ростовского Кремля, монастырей, прогулки по озеру Неро. Велика роль пленэрной практики для общего учебного процесса. Пленэр занимает особое место в подготовке учеников к проектной деятельности. Он позволяет собрать необходимый материал для будущих композиций. Написанные этюды представляют собой некий «архив», который «посещается» по мере необходимости и используется для будущих работ. Значимость данного «архива» в учебном процессе сложно переоценить.
    Пленэр дает уникальную возможность проявить самостоятельность, сравнить свои рисунки с другими, а у младших есть перед глазами положительный пример работы старших товарищей.

    Пленэрная практика позволяет решать многие задачи:
    1. Воспитывать у учащихся любовь к окружающему миру, родной природе, к своей малой Родине.
    2. Учить видеть целостно и образно, целенаправленно наблюдать и передавать характерные особенности формы и цвета предметов.
    3. Учить наблюдать и передавать характерные особенности живой формы.
    4. Развивать у учащихся способность передавать свое отношение к изображаемому, находить средства для образного раскрытия своих замыслов.
    5. Соизмерять предметы и персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению.

    Возрастает активность учеников в ходе пленэрной практики.Пленэрная практика очень мобилизует школьников. Уже на этапе формирования отряда проявляется повышенный интерес к этой деятельности.

    Наблюдается повышенная работоспособность и активность. Вызвано это сменой обстановки, необычностью ситуаций и массой новых впечатлений.
    Они учатся быстро ориентироваться в пленэрных условиях. Развивают в себе такие качества как решительность и мобильность.
    Юные, по возрасту, художники начинают осознавать себя взрослыми и ответственными людьми. Они учатся не теряться в работе над большими объектами и с глубокими пространствами. Выбирая место для работы, они развивают в себе самостоятельность и умение планировать, отбирая то, что пригодится им в дальнейшей работе, а что нет.

    Значима роль пленэрных наработок в учебном процессе.
    Ученики, которые не посещают студию, но участвовали в пленэре, гораздо быстрее и легче воспринимают материал, связанный с линейной и воздушной перспективой. Выполняя задания, связанные с тематической композицией они лучше привязывают сюжетное действие к окружающему пространству. В их работах в меньшей степени прослеживаются стереотипы и шаблоны.

    Школьники, которые посещают изостудию, используют накопленные на пленэре знания и этюды практически весь год. Собранный материал служит им в качестве, основы при создании композиций. В этих целях они используют его как фон для фигур, как объекты, с которыми взаимодействуют персонажи.
    Кроме этого, каждый раз обращаясь к натурному материалу, ученики, вспоминая пленэр, вновь испытывают массу положительных эмоций. Подобные воспоминания благотворно повышает работоспособность в условиях классно-урочной системы, наполняя школьные будни солнечным светом и теплом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно согласна! Только пленэр дает полное понимание и осознание о культурном наследии Владимирской области!
      В нашем Центре мы также проводим пленэр в июне месяце. Кроме живописных этюдов, зарисовок, мы активно посещаем экспозиции Владимиро- Суздальского музея заповедника, знакомимся с историей родного края, готовим материал к учебному году.

      Удалить
  9. Добрый день, уважаемые коллеги! Учебные курсы ИЗО и МХК невозможно представить без опоры на краеведческий материал и культурное наследие. Эти связи позволяют привлечь интерес учеников к истории малой Родины, к истокам промыслов, к памятникам архитектуры, формируют чувства гордости и патриотизма. Уроки ИЗО провожу по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор Неменский Б.М. 1-8 классы. Многие темы по предмету перекликаются с краеведческим материалом, и я с удовольствием обращаюсь к нему на своих уроках. Это позволяет продемонстрировать детям связь предмета с жизнью нашего края, внести живость в восприятие нового материала. Например - в 7 классе, по теме исторический и бытовой жанр, знакомлю учащихся с работами художника Куликова И.С. При выборе сюжета для своего рисунка в историческом жанре, дети часто выбирают события, в которых участвовали земляки-муромцы (Куликовская битва, Великая Отечественная война). В школе есть музейная экспозиция, где проводятся экскурсии о знаменитых людях нашего села. В 5 классе темы I-III четверти можно выстроить с опорой на краеведческий материал, посетить Дом народного творчества, где предлагается посетить мастер-класс по изготовлению куклы-берегини и другим народным промыслам, мастерскую народного костюма, провести фольклорные праздники. Муромский историко-художественный музей, как уже отметила Рогожина Людмила Александровна, предлагает замечательную программу, которая тесно переплетается с темами ИЗО и МХК. В рамках школы доступны бинарные занятия: ИЗО и «Народная культура», совместно с учителем музыки Амосовой О.Б. Разработана серия уроков по народным промыслам, где изобразительное искусство рассматривается в тесной связи с народными традициями.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Михейкина Ирина Петровна, педагог дополнительного образования ЦДОД Суздальского района, руководитель изостудии «Графика».
    Очень рада, что моё знакомство с Конфененцией началось с притчи... приведённой Лапаевой Юлией Геннадьевной из Зимёнковской СОШ Муромского района.
    Извините, повторю.

    "Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
    — Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
    Мудрец посмотрел на них и спросил:
    — А на каком языке вы говорите?
    — Все молодое поколение говорит на тарабарском.
    — А старшие жители?
    Задумались молодые люди и признались:
    — Мы у них не спрашивали.
    — Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!"

    В дополнительном образовании б о л ь ш е времени отводится на предмет изо чем в школе. И это нас (работников) вдохновляет!
    Мой опыт подсказывает,что чтобы привлечь детей в мир изобразительного искусства нужно научить ребёнка рассматривать мир, любоваться окружающим и самим создавать красоту.
    Главными примерами созидания, любви и красоты для нас служат образцы декоративно-прикладного искусства и народного творчества наших предков. Мои ученики – суздальцы. Они знают что такое колокольные звоны, белокаменная русская архитектура, народные костюмы, сани и лошади (зимой), самовары, чугунки и прялки. Потому что участвуют в народных гуляньях и праздниках (Масленица, Троица, Ивана Купала, День Огурца, Фестиваль сказок, Бабье лето и т.д.). Сталкиваются с уличной торговлей рукоделиями, антиквариатом.
    И, возвращаясь к выше приведённой притче, хочу сказать, что местный колорит и традиции самый наглядный, самый доступный пример творчества и воспитания! Мы обращаемся к мудрости и опыту наших дедушек и бабушек,
    пытаемся его понимать и «слышать».

    Мы с моими коллегами заметили, что Российское и мировое художественное сообщество последнее время делает огромный акцент на национальную культуру и сохранение истории, быта народов. Педагоги и люди культуры разных стран ищут творческого обмена и сотрудничества. Только трепетно изучая и оценивая свои истоки можно понять и уважать корни других народов.
    Тенденция тематики детских конкурсов и фестивалей последних многих лет направлена на народную и национальный колорит (быт, народную культуру, искусство, историю, исторические личности, местный пейзаж).
    Ребята нашего учреждения (где 4 изостудии со своими программами) прекрасно проявляют себя и получают признание на российских и международных конкурсах и фестивалях.
    Результаты окрыляют детей. С каждой работой крепнет уверенность в своих силах и гордость за свою культуру!
    Желаю успехов всем своим коллегам, радости достижений!
    До встречи на праздниках народного творчества!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, пора нам проводить свой конкурс "Рисуют дети малых городов России". думаю, что только так мы сможем увидеть, что традиции и корни еще живы во Владимирском крае!

      Удалить
  11. Шишкова Светлана Алексеевна МБОУ "Даниловская СОШ" Меленковский район, Мартынова Наталья Евгеньевна МБОУ "Павловская СОШ" Суздальский район,Зимнякова Наталья Васильевна МКОУ "Ильинская ООШ" Гусь-Хрустальный район.
    Особенно понравилось выступление Мишиной Ирины Анатольевны.Было приведено много примеров.
    В выступлениях других участников было много теории.
    В целом,конференцию считаем полезной и актуальной.

    ОтветитьУдалить